main_goal

Становление предпринимательства на Руси

Российское предпринимательство насчитывает больше тысячи лет. Как отмечают историки, русские купцы торговали на очень высоком уровне. И сегодня современные бизнесмены используют некоторые приемы, методики, стратегии, разработанные еще в те давние времена.

Отношение русских предпринимателей к своему делу было совершенно другим, чем на Западе и в Америке. На свою работу купцы и промышленники смотрели не как на источник дохода, а как на выполнение более широкой задачи, своего рода миссию. Как говорили на Руси, как на свой крест, возложенный Богом или судьбой. А про богатство говорили, что его дал Бог и за него потребует отчет. Этим объяснялось широкое развитие меценатства и благотворительности среди русских предпринимателей. В дореволюционной России не было такого культа богатства, как на Западе. Скорее, к богатым было недоброжелательное отношение, что сыграло свою роль в революционных событиях.

Предпринимательство на Руси

Предпринимательство зародилось на Руси еще до крещения. Уже в Х веке наметились тенденции объединения ремесленников вокруг больших городов. Но изготавливать различные изделия было недостаточным, требовался рынок сбыта. На Руси не было больших торговых лавок или магазинов, основная часть товара продавалась на ярмарках.

В таких условиях для торговли купцы объединялись в артели, которые имели много плюсов. В артелях была взаимовыручка. Все материальные сложности решались при поддержке товарищей по артели. Любое объединение людей — это повышение уровня безопасности. В Древней Руси этот фактор был весьма значим, так как торговцы ездили в другие области и страны. Одинокий путник — потенциальная жертва для грабителей, а артель всегда предоставит охрану. Именно тогда были заложены основы страхования. Каждый участник артели платил в кассу определенную сумму. Если он терял имущество, ему полагалась компенсация. Страховые средства накапливались, возникала необходимость каким-то образом заставить «работать» эти деньги. Так появилось своеобразное кредитование.

Предпринимательство в XVI-XIX веках

Во времена Ивана Грозного «флагманом» русского предпринимательства стала семья Строгановых. Ярким ее представителем был Аника Федорович, который довел до совершенства солеваренное дело. Строганов построил много варниц, торговал с иностранцами, скупал у них заморские товары и выгодно перепродавал. Благодаря ему началось освоение Урала и Сибири. В конце XVII века владения Строгановых составляли 10 млн десятин, что превосходило территорию вместе взятых Бельгии, Дании и Голландии. Подчеркнем, что экономическое развитие государства, освоение новых земель — это большая заслуга представителей делового мира того времени.

Иностранцы, посещавшие Россию, восхищались масштабами русской торговли. Голландские послы отмечали, что в Москве находится больше торговых лавок, чем во всем княжестве. Русские купцы торговали с Персией, Литвой, Крымом, Кафой, Бухарой, Азовом. На продажу шло не только сырье, лес, мед, пушнина, но и товары русских ремесленников. За границей пользовались спросом шубы, холсты, седла, ножи, стрелы, посуда, украшения. В это время начинается интенсивный обмен товарами между различными районами страны — появляется прообраз всероссийского рынка.

Петр I положил начало индустриализации. На этот путь естественным образом встали именно ремесленники. Вот почему большая часть предпринимателей петровских времен вышла из крестьян или простых горожан, тогда как в Европе — из дворян. Сюда можно отнести известные фамилии русских бизнесменов: Морозовы, Горбуновы, Прохоровы, Балины, Зимины, Кошнины. За каждым из них — организации огромных производств, которые снабжали своей продукцией население России и других стран.

Приход к царствованию Екатерины II ознаменовал собой появление сразу нескольких нововведений. Отменили ограничения на торговлю, ликвидировали монополии, создали три купеческие гильдии и выпустили бумажные деньги. В итоге российская экономика стала одной из самых стабильных в Европе. Но что важно, в этот период купечество вкладывало свои доходы в развитие культуры, огромные суммы шли на меценатство и благотворительность. Купцы вкладывали деньги не только в свой бизнес, но и государство, которому в свою очередь было не выгодно терять такой источник дохода и оно создавало для предпринимателей все условия.

Бизнес в России до революции и в СССР

В XIX веке Россия принимала активное участие во всемирных выставках, где представляла самые разнообразные изделия. Высоко оценивалась продукция бумажной, прядильной, ткацкой промышленности. По качеству парчи, глазеты, золотых и серебряных изделий Россия превосходит аналогичную продукцию других стран. По прогнозам иностранных экономистов, Россия к середине XX века должна была господствовать над Европой в политическом, экономическом и финансовом отношении.

Но революция 1917 года не позволила реализоваться этим грандиозным планам. В 1918 году предпринимательство запретили под страхом смертной казни. За несколько лет был полностью истреблен слой предпринимателей — профессиональных организаторов русской экономики, которых Россия выращивала столетиями. К 1920 году были физически истреблены или оказались в вынужденной эмиграции более 100 тыс. предпринимателей. В последующие десятилетия предпринимательство по закону рассматривалось как уголовно наказуемое преступление.

С приходом к власти Сталина частная коммерция была заменена государственными структурами. СССР перешел к полной экономической изоляции, что позволило аккумулировать деньги внутри страны, и за счет них развивать промышленность, включая военную. Такой подход позволил СССР закончить войну с относительно нейтральными последствиями для экономики.

Во времена Советского Союза понятия «бизнес» не было, само явление заменяли словом «спекуляция». Свободное предпринимательство существовало только в форме кооперативов, но условия труда таких образований диктовались «сверху». Однако даже в сложных условиях существования эффективность работы кооперативов к концу 80-х годов превышала эффективность работы государственных структур.

Предпринимательство в постсоветский период

После распада СССР перед предпринимателями открылись новые горизонты. К концу 90-х годов сложились основы рыночной экономики, а имеющиеся капиталы предприниматели пускали не только в оборот, но и в инвестирование различных проектов. Несмотря на временные сложности, появившиеся из-за дефолта 1998 года, к началу 2003 года ВВП РФ вырос почти на 40 %. Сегодня развитие малого предпринимательства набирает обороты. Можно с уверенностью сказать, что Россия вступила в новую фазу политического, социального и экономического развития.

Русское предпринимательство прошло большой и сложный путь становления. Для дальнейшего экономического развития страны важно осмыслить опыт, полученный нашими предками в сложнейшие исторические времена, возродить исконно русские традиции ведения бизнеса. Русские купцы, ремесленники, промышленники — деятельные, предприимчивые и расчетливые люди, которые неуклонно шли к своей цели, выбирая жесткий или мягкий путь в зависимости от обстоятельств. Но за время событий, наполнивших сложный XX век, купечество исчезло. А ведь это была не стайка торгашей. Это было высшее сословие. Со своими принципами, обычаями, законами. Купец мог одним пожатием руки или словом скрепить свои намерения и убедить собеседника в своей надежности. И так заключались миллионные сделки.

С нерусским словом «бизнес» пришла и новая философия — прибыль любой ценой, что чуждо русской культуре, в которой всегда были в почете честность и человеколюбие. Наживаться на чужих страданиях было низко и подло. Личная эффективность предпринимателя важна, но значимы и моральные качества. И сейчас есть настоящие предприниматели и появляются новые, которые унаследовали лучшие традиции русского купечества, и для них далеко не аксиома — получение прибыли любой ценой. Они ставят перед собой более широкие задачи. Потенциал представителей Русского мира безграничен. Все в наших руках.

Достиг всех своих целей сам! “ОБРАЗ - ДЕЙСТВИЯ - РЕАКЦИЯ - РЕФЛЕКСИЯ” - как это работает? Регистрируйтесь!

+1
Оставить отзыв

Русское предпринимательство, зародившееся еще в Древней Руси, — это настоящий феномен. В его основе — не получение прибыли любой ценой, что характерно для Европы и США. Представители делового Русского мира ставят перед собой более широкие задачи.

Источники изображений: