Трудно сказать с точностью, как давно существует в этом мире предпринимательство. Может, с того времени, когда пойманная на охоте добыча первобытного человека пошла не в общий котел, а обменялась у соседнего племени на оружие или орудия производства. Тогда обмен убитого в честной схватке мамонта на каменные топоры — это и были первые бартерные сделки древних предпринимателей. А изготовление каменного топора — самый первый малый бизнес. С тех пор предпринимательство предопределяет развитие человечества, смену экономических формаций, решает вопросы войны и мира, двигает науку и технику, улучшает условия жизни.
Зарождение слова «предпринимательство»
Родиной слова «предприниматель» (entrepreneur), по мнению экспертов, считается Франция. Оно появилось там ещё в ХII-ХIII веках. Первоначально предпринимателями были люди, которые устраивали парады, шествия, руководили общественными работами и государственными программами.
В XVI веке слово использовалось для определения профессии. И только с XVIII века понятие получило современное значение, характеризующееся такими словами, как «изобретательность», «новаторство», «знание того, как делать», «искусство», «профессия», «труд». В хозяйственной деятельности постепенно формировалось такое определение, как предприниматель.
Предпринимателями называют людей, которые руководят предприятиям, ведут бизнес за собственный счет, используя природные ресурсы, капитал, труд, с целью производства продукции и ее дальнейшей продажи. Доход предпринимателя является вознаграждением за его труд, способность организовать производство и сбыт продукции.
Спекулянт и спекуляция
Слово «спекуляция» возникло в русском языке в XVIII веке. Его экономическое значение — скупка и перепродажа по завышенной стоимости продукции с целью дальнейшего получения наживы. В переносном смысле спекуляция — это расчет, умысел, который направлен на использование чего-либо в своих корыстных целях. Такие акценты в отношении к спекуляции наблюдаются и в наше время. Спекулянт — это посредник в каком-либо деле, его основная цель — приобрести товар подешевле и перепродать подороже. Получается, что большая часть российских бизнесменов — это спекулянты, ведь они перепродают дороже ранее приобретенный за меньшую стоимость товар.
Спекуляция среди общественности еще со времен Советского Союза воспринимается как нечто недостойное. В СССР была даже уголовная статья за спекуляцию. Что интересно, в западной экономике спекуляцией называют активное предпринимательство. Там уверены, что выгодная покупка и перепродажа продукции или услуг — это одна из форм свободного выбора предпринимательской деятельности.
Под спекулянтами часто подразумевают и тех, кто торгует активами, ценными бумагами или валютой. Смысл аналогичный: купить подешевле, а продать подороже. В отличие от предпринимателей, спекулянт не может просто так наценить приобретенный актив, потому что в противном случае он его никому не сможет продать. Если рыночная стоимость акции составляет 100 долларов, но никто не купит ее даже за 101 долларов. Получается, что спекулянт рассчитывает на изменение рыночной цены и зарабатывает на её динамике. Если он правильно сделал прогноз и приобрел нужный актив, то может продать его по большей стоимости, когда курс возрастет. Он, конечно, получит свою прибыль, если не ошибется в своем прогнозе, но при этом ничего не создаст, не произведет, не изобретет. Он получит только свою личную выгоду.
Предпринимательство в России
В России предпринимательство существует с давних времен. Оно зародилось еще в Киевской Руси в торговой форме и в виде промыслов. Первыми предпринимателями были мелкие торговцы и купцы. Наибольшего развития предпринимательство достигло при Петре I. По его указам создавались мануфактуры, бурно развивалась промышленность.
Дальнейшее развитие предпринимательства сдерживалось существованием крепостного права. И серьезным стимулом для развития предпринимательства стала его отмена в 1861 году. Началась эра строительства железных дорог, реорганизовалась тяжелая промышленность, оживилась акционерная деятельность. Начиная с XV и до первой половины XIX века формировался национальный тип российского предпринимателя. Его главными чертами были патриотизм и приверженность к православным ценностям.
В современной России многие неоднозначно воспринимают предпринимательство. За последние два десятилетия в стране было сделано достаточно, чтобы сформировать в глазах общественности отталкивающий образ бизнесмена — этакой зловредной гидры, которая стремится к безудержной наживе и не имеет моральных устоев. Но это далеко не так. И рассуждая подобным образом, многие путают предпринимателей со спекулянтами. Спекулянты паразитируют на потребностях людей, не создавая ничего нового для человечества, их цель — только личная нажива. За настоящими предпринимателями будущее России и всего мира. Возможно, предприниматели не ангелы. Но в ходе весьма непродолжительного периода этот класс деловых людей сумел стать основой экономического развития страны.
РазноеОставить отзыв
Предпринимательство и спекуляция — это разные понятия. Предприниматели заняты производством товаров и услуг, они являются основой экономического развития страны. Спекулянты занимаются перепродажей и не приносят в мир ничего нового и полезного.